На этой странице "Любимая Профессия" рада представить вам историю о Е.О. Патоне - академике, которые с любовью и душевной теплотой написали современные авторы. Спасибо авторам за труд и талант.

История об академике Патоне

Два академика

автор: Светлана Бестужева-Лада
 
«ОТ ОТЦА Я УНАСЛЕДОВАЛ: Любовь к независимости; гордость, несовместимую с заискиванием перед начальством. Поэтому я всегда стыдился просить за себя; слабо развитая общительность, вследствие чего я мало вращался в обществе и имел малый круг знакомых; сильно развитый практицизм. Во всякой работе меня всегда прежде всего интересует ее цель и практическая целеустремленность; спешка в работе; требовательность к подчиненным и к себе тоже; настойчивость в осуществлении намеченной цели»
(Самохарактеристика из рукописного архива Е.Патона)
 
Патоны - такое название дано астероиду 27-27, открытому украинскими астрономами. Оно относится к двум замечательным ученым и государственным деятелям ХХ века, жизнь и вдохновенное творчество которых, как в зеркале, отражает основные события и свершения прошедшего столетия. Речь идет о двух академиках - Евгении Оскаровиче Патоне и его сыне Борисе Евгеньевиче. Отец стал основоположником сварочных технологий. Сын достойно продолжил и развил научные исследования, начатые отцом.
 
Евгений Оскарович Патон родился 4 марта 1870 года в Ницце, в семье дипломата.
«Я родился в семье русского консула в Ницце, бывшего гвардейского полковника Оскара Петровича Патона, - вспоминал он в конце жизни.- Я любил и побаивался отца. Это был суровый, немногословный человек, скупой на внешние проявления чувств, но в действительности отзывчивый и сердечный. В семье царила строгая дисциплина. Нас, детей, в семье было семеро - пять братьев и две сестры. 
Больше всего отец не терпел лени и праздности. Девочкам еще давались поблажки, но с мальчиков в семье спрашивали по всей строгости. Отец требовал, чтобы дома все говорили между собой по-русски, но он же настоял, чтобы все мы, кроме родного языка, изучили еще французский, английский и немецкий. За это я был благодарен отцу и через десятки лет».
«Свидетельство о рождении.
1870 года февраля двадцатого дня у российского консула отставного полковника гвардии Оскара Петровича Патона, лютеранского исповедания, и законной его жены Екатерины Дмитриевны, православного исповедания, — оба первым браком — родился сын Евгений, который того же года марта двадцать девятого дня крещен священником Владимиром Левицким и псаломщиком Феодосием Гуляевым. Восприемниками были: Его Императорское Высочество великий князь Вячеслав Константинович и Её Императорское Высочество княгиня Александра Иосифовна, место коей заступила фрейлина графиня Келлер».
Вот так, крестник дома Романовых, ни больше, ни меньше. Да, да, крёстные Евгения Патона — из императорского дома Романовых. Немудрено: отец был полковником лейб-гвардии, то есть личной охраны монарха. Ну а дед, Петр Иванович, — тот вообще был сенатором Российской империи и генералом от инфантерии, щедро осыпанным царем орденами.
Детство у великокняжеского крестника складывалось привычно для аристократического круга. Гувернеры, домашнее образование с учителями, приходившими для уроков в консульскую виллу. Будущее сына Екатерина Дмитриевна представляла вполне определенно: старшие её мальчики учились в Петербурге в Пажеском корпусе, вот и Евгению уготованы эполеты, служба при дворе. 
Однако консул Оскар Петрович решительно поддержал интерес сына к точным наукам. Евгения отдали прямо в седьмой класс реальной гимназии в Германии. А затем не препятствовал поступлению в институт.
В 1894 году Евгений Патон окончил Дрезденский политехнический институт и получил диплом инженера-строителя, но на этом не успокоился. Через два года он блестяще окончил второй институт - Петербургский институт инженеров путей сообщения и получил диплом русского инженера. 
В 1900 году защитил диссертацию, дающую право на звание профессора. В 1904 году переехал из Москвы в Киев – на должность декана инженерного факультета и заведующего кафедрой мостов. Под его непосредственном руководстве и при его участии был выполнен целый ряд проектов по созданию мостов, в результате чего Евгений Патон  стал крупнейшим специалистом в этой области в России.
Другой бы успокоился и почил на лаврах – но только не Евгений Оскарович. Ему было далеко за пятьдесят, когда он в 1928 году случайно открыл для себя только что возникшую новую технологию – электрическую дуговую сварку. И потратил шесть лет жизни для того, чтобы эта технология была как можно быстрее и шире введена в промышленность.
Отцом Евгений Оскарович стал поздно — в возрасте, когда кое-кто сам уже дед. Первенец, Владимир, родился у него в сорок семь, в казенной профессорской квартире. Ну а второй, Борис, — в сорок восемь. 
В Киеве Патон с сыновьями жил в одной квартире. Сам на работу добирался автомобилем, а они, будьте добры, трамвайчиком. И лишь тогда, когда Борис либо Владимир удачно завершали какую-нибудь разработку, в институт разрешалось ехать машиной вместе с отцом. В порядке премии…
Милиционеры-регулировщики узнавали машину Патона издали: он один  в Киеве на такой ездил! Просторный американский лимузин «Линкольн-зефир» черного цвета с номером УЭ 07-89 прославленному академику подарил из своего гаража сам Никита Сергеевич Хрущёв. Ибо в отечественных автомобилях Патону с его ростом под метр девяносто приходилось тесновато.
Когда братья закончили школу, по совету отца оба поступили в Политехнический институт. Но если Борис всего себя отдавал учебе, а впоследствии – науке, то Владимир был просто хорошим инженером, зато страстным охотником, спортсменом, велосипедистом. Отцу это не нравилось, но ничего поделать со старшим сыном и его увлечениями он не мог. Зато Патон вряд ли предполагал, что младший сын не просто продолжит его дела, но и добьется в нем таких же ошеломляющих успехов, как он сам. Но об этом – позже.
В 1934 году на базе Электросварочной лаборатории и Электросварочного комитета, которые он создал еще в 1929 году, Евгений Патон создал Институт электросварки АН УССР. В основу работы института был положен принцип сочетания научно-исследовательских и инженерно-прикладных задач, что позволяло в кратчайшие сроки решать проблемы народнохозяйственного применения сварки. Впервые в мире Е.О. Патон разработал комплексную программу развития сварочного производства. 
Уже первыми работами в области прочности и надежности неразъемных соединений металлов им была теоретически и экспериментально доказана высокая техническая и экономическая эффективность замены клепаных металлоконструкций сварными. Это имело основополагающее значение для широкого внедрения технологии сварки в промышленное производство. 
Евгений Патон создал широко известную школу мостостроителей, он широко известен своими работами по вопросам статики сооружений и конструирования железных мостов. Им был сформулирован ряд принципиальных положений по расчету и конструированию клепаных мостов. Он - руководитель и автор более 50 проектов железных клепаных мостов. В 1929-1938 годах им проведена серия пионерных исследований прочности и эксплуатационной надежности сварных конструкций, сформулированы основные положения по технологическим основам дуговой сварки.
В эти же годы сформировалось научное представление о дуговой сварке как о металлургическом процессе и под руководством Е.О.Патона были развернуты исследования по ее автоматизации. В 1939-1940 годах в институте было завершено создание высокопроизводительной дуговой автоматической сварки под флюсом, и 20 декабря 1940 года было принято правительственное постановление о внедрении новой технологии на 20 заводах (в производстве вагонов, котлов, балок для мостов и других ответственных конструкций).
В 1941-1943 годах он проводит исследования по созданию технологии сварки специальных сталей, физических основ горения дуги под флюсом, свариваемости металлов, создает новый класс сварных конструкций, руководит работами по созданию производства сварных труб, сосудов, машин различного назначения. Он - автор и руководитель проектов более 100 сварных мостов. Среди них один из крупнейших в мире - цельносварной мост через Днепр в Киеве.
За три месяца до войны Евгению Патону присудили Сталинскую премию первой степени. Для самого новоиспеченного лауреата это была полнейшая неожиданность, поскольку Академия наук Украины его кандидатуры не выдвигала.
В институте все бурно поздравляли. Радио без конца повторяло постановление: «За разработку метода и аппаратуры скоростной автоматической сварки». Автосварка под флюсом и в самом деле была революционным изобретением, так как открывала в сварочном производстве эру автоматизации. Но сам именинник приветствия воспринимал мрачно, сдержанно, с оттенком недовольства.  Почему? Потому что надо было знать характер великого ученого.
В сорок первом году премию присуждали впервые и поначалу ее считали такой же персональной наградой, как орден. Патон же считал, что премию заслужил весь коллектив. И не побоялся написать письмо самому председателю Совнаркома СССР Молотову, в который ставил настоящий ультиматум: справедливость позарез требует исправить ошибку! И приобщил список сотрудников, которые вместе с ним бились над созданием автосварки под флюсом.
Ответ Молотова был до раздражения лаконичен: в таких документах ошибок не бывает. Побеждает армия, а награждают генералов. Награда, между прочим, включала в себя весьма солидный денежный эквивалент — 100 тысяч рублей. Евгений Оскарович решил сам восстановить справедливость и разделил деньги между наиболее активными участниками разработки. Хотя очень сильно рисковал: подобное самоуправство в то время, мягко говоря,  не поощрялось.
В начале Великой Отечественной войны Институт электросварки по предложению Е.О. Патона был эвакуирован на Урал, в город Нижний Тагил, и размещен на Уралвагонзаводе имени Ф.Э. Дзержинского. Здесь уже была внедрена автоматическая сварка в производстве грузовых вагонов из конструкционных низкоуглеродистых сталей. Однако технология дуговой автоматической сварки высокопрочных легированных броневых сталей, из которых в основном изготавливалась военная техника, не была еще разработана ни в СССР, ни за рубежом.
70-летний Е. О. Патон в годы Великой Отечественной войны совершил подвиг — силами своего, тогда очень небольшого Института электросварки АН УССР, разработал и внедрил технологию автоматизированной сварки броневых корпусов танков Т-34. За годы войны общая длина «патоновского шва» составила 6000 километров! На Курско-Орловской дуге, где в смертельной схватке сталь сошлась со сталью, с двух сторон в бой было брошено невиданное количество танков, из-за чего в истории эта операция зафиксирована как «битва машин». Именно к этому моменту в Тагиле удалось достичь пика их выпуска. Так что судите сами, что значил вклад Патона и патоновцев в Победу.
В любую погоду  Евгений Оскарович появлялся в цехе ровно в 9 часов утра. И непременно сначала в цехе, а не в лаборатории или в так называемом кабинете. Так называемом, потому что большую часть времени Патон проводил в общей комнате вместе с другими сотрудниками. 
Евгений Оскарович участвовал в монтаже и освоении каждой сварочной установки. И следил за ними до тех пор, пока не изживались все трудности пускового периода. Там, где все шло хорошо, показывался редко, там, где возникали трудности или намечалось отставание, бывал регулярно. 
 
 
В то время в институте не было ни заместителя директора, ни ученого секретаря, ни начальника отдела внедрения. Патону приходилось самому руководить разработкой новых тем, планировать работу, вести обширную переписку с заводами и наркоматами, ведать лабораторией, мастерскими, инструкторами в цехах и т. д.
Ни в одной стране, кроме Советского Союза, автоматическая сварка под флюсом броневых сталей не была еще разработана, и лишь в последние месяцы войны по примеру СССР в США начали осваивать сварку под флюсом при постройке бронекорпусов танков и самоходных артиллерийских установок. В Германии автоматическая сварка танков так и не была создана до конца войны.
В январе 1942 года за образцовое выполнение задания правительства по увеличению выпуска танков и бронекорпусов Е.О. Патон был награжден орденом Ленина. Вообще за годы войны он был удостоен двух орденов Ленина (второй - в 1943 году), Орденом Красной Звезды, орденом Трудового Красного Знамени  и Орденом Отечественной войны I степени. В марте 1943 года Е.О.Патону было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
 Сам герой и лауреат к своим наградам относился достаточно своеобразно:
«Человеку не дано самому судить о том, как он выполняет свой долг. Истинным судьей в этом является только народ. Но одно я знал твердо: всего себя, без остатка, я отдаю работе, стараюсь жить так, чтобы всегда прямо и честно смотреть в глаза советским людям. В те минуты я снова пожалел о том, что большая часть моей жизни, мои молодые годы прошли в затхлой, деляческой атмосфере царской России, в обстановке, где труд не считался делом чести, а был только средством к существованию».
Но и отношение к нему со стороны высшего руководства страны тоже было неординарным. Потомственный дворянин, внук сенатора и сын полковника лейб-гвардии, получивший первое образование за границей ни разу не имел дела с «компетентными органами». Академика с подпорченной предками биографией они не трогали. По очень уважительной причине.
Еще до войны успехи нового института сделали пылким приверженцем автоматической сварки не кого-нибудь, а самого Хрущёва. А тот убедил Сталина в большом значении изобретения Патона для ускорения социалистического строительства. После того же, как на Евгения Оскаровича повесили Звезду Героя соцтруда за сварку танков, и вовсе придумали шумный пропагандистский ход, призванный продемонстрировать силу победных коммунистических идей. В 1944 г. престарелого академика-героя приняли в партию. Причем непосредственно на Политбюро ЦК ВКП(б), заочно и без прохождения кандидатского стажа.
Ко всему этому Патон тоже отнесся достаточно скептически:
«…Конечно, такое внимание и такая щедрость правительства меня радовали и глубоко трогали. Но вместе с тем я был смущен. Говорю это без ложной скромности и без всякой рисовки. Ведь я и мои товарищи только честно выполняли свой долг, и все, что мы делали, не могло сравниться с мужеством и героизмом рядового советского пехотинца, идущего в атаку, или танкиста, таранящего вражескую машину. Я думал, что многие годы мне еще предстоит трудиться, чтобы хоть в какой-то мере оказаться достойным такой высокой награды».
В июне 1944 года институт возвратился в Киев, где началось восстановление его научной и лабораторной базы. В ознаменование 75-летия со дня рождения Патона институту было присвоено его имя. Еще на Урале Евгений Оскарович начал переориентировать работу коллектива на решение задач по восстановлению разрушенного войной народного хозяйства временно оккупированных районов.
В 1946-1953 годах Патон комплексно разрабатывал проблемы сварного мостостроения, возглавлял работы по проектированию и изготовлению первых цельносварных мостов, в которых широко применена автоматическая сварка. В 1946 году по совету Н.С. Хрущева подал союзному правительству докладную записку о преимуществах сварного мостостроения. 
В том же году Совет Министров СССР принял развернутое постановление с широкой программой применения сварки в строительстве мостов. Патон возглавил исследовательские, проектные, заводские и монтажные работы, связанные с постройкой крупнейшего в мире цельносварного шоссейного моста через Днепр в Киеве. 5 ноября 1953 года состоялось торжественное его открытие. Постановлением правительства после смерти Патона мосту было присвоено его имя.
Сварное мостостроение в самом конце долгой жизни ученого вылилось в легендарный мост его имени в Киеве. Десятью тысячами тонн стали пересёк он вечное течение вечной реки. Новопостроенный, заработал сразу два титула — самый длинный в Европе и первый цельносварной. 
Евгений Оскарович Патон скончался 12 августа 1953 года на 84-м году жизни. В последний путь выдающегося ученого провожали тысячи жителей Киева, члены правительства и члены ЦК Компартии Украины. В скорбной процессии были, разумеется, и оба сына – Владимир и Борис, который после смерти отца возглавил Институт электросварки, будучи к этому времени уже  доктором технических наук. Как шутили сотрудники Института, у штурвала встал Патон Второй.
Через год Борис Евгеньевич получил звание профессора, а с 1962 года совмещал пост директора Института электросварки с должностью  президента Национальной академии наук Украины. Патон был избран академиком в сорок пять лет. В 1950 году стал лауреатом Сталинской премии, в 1957 году – лауреатом Ленинской премии. В 1983 году получил звание Заслуженного изобретателя СССР. Стал дважды Героем социалистического труда – в 1969 году и в 1078 году, Четырежды награждался Орденом Ленина, кавалер Орденов Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени и «Дружбы народов». Борис Евгеньевич является кавалером орденов «За заслуги перед Отечеством» Первой и Второй степени, а также Ордена Почета — за большой вклад в развитие науки и укрепление дружбы и сотрудничества между Российской Федерацией и Украиной
Если перечислять все звания, ордена и награды академика Патона, то понадобится не менее трех страниц убористого текста. Я назвала лишь самые-самые престижные. Но есть еще целая коллекция орденов Украины: Орден Державы, Орден Свободы, Орден князя Ярослава Мудрого Первой, Четвертой и Пятой степеней.
А еще Борис Евгеньевич является президентом Международной ассоциации академий наук и почётным членом Римского клуба*.
Генеральный конструктор ракетно-космических комплексов НПО «Энергия» академик Ю.П. Семенов, так писал об Евгении Борисовиче: 
«Б. Е. Патон входит в великую плеяду советских ученых и конструкторов, благодаря которым СССР в годы своего существования был могучей и великой державой. Я работал с Келдышем, Королевым, Яковлевым, Туполевым. Б. Е. Патон принадлежит к этой плеяде. Он внес неоценимый вклад в науку и практику сварки. Благодаря ему мы впервые в мире вышли на космические технологии, осуществили первый эксперимент сварки в космосе. Б. Е. Патон уникален и как человек. Он добр, порядочен, отзывчив, готов всегда помочь людям. Б. Е. Патон — выдающийся ученый ХХ столетия. Его характерная особенность, уникальное качество — претворять идеи в жизнь. Он поднялся от традиционных сварочных технологий, заложенных отцом, до космических высот — уникальных космических технологий. В 50-е годы вместе с С. П. Королевым связал судьбу с НПО «Энергия». Мы познакомились 30 лет назад, когда он сделал большой вклад в ракету Н1 (для освоения Луны) по сварке больших емкостей из алюминия. Очень много сделал для кораблей «Союз», «Прогресс». Руководил работами по созданию уникальных устройств для реализации космических технологий. Впервые в мире космонавты С. Е. Савицкая и В. А. Джанибеков, выйдя в реальный космос, доказали их полную работоспособность. Сейчас в ИЭС имени Е. О. Патона разрабатывается система средств для строительства в космосе. Наши личные творческие взаимоотношения, несмотря на распад СССР, продолжаются. Готовится новое поколение аппаратов, реализующих ракетно-космические технологии». 
----------------------------------
* Ри;мский клуб — международная общественная организация, созданная итальянским промышленником Аурелио Печчеи в апреле 1968 года, объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты. Организация внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи гармонизации отношений человека и природы.
Одной из главных своих задач Римский клуб изначально считал привлечение внимания мировой общественности к глобальным проблемам посредством своих докладов. Заказ Клуба на доклады определяет только тему и гарантирует финансирование научных исследований, но ни в коем случае не влияет ни на ход работы, ни на её результаты и выводы; авторы докладов, в том числе и те из них, кто входит в число членов Клуба (их число строго ограничено и составляет 100 человек), пользуются полной свободой и независимостью. Получив готовый доклад, Клуб рассматривает и утверждает его, как правило, в ходе ежегодной конференции в присутствии представителей общественности, науки, политических деятелей, прессы, — а затем занимается распространением результатов исследования, публикуя доклады и проводя их обсуждение в разных аудиториях и странах мира.
------------------------------------------------
Так что расхожее представление о том, что природа, создав гениев, почиет в их детях, далеко не всегда правильно. В данном случае у гениального отца родился гениальный сын. Отец стал основоположником сварочных технологий. Он создал институт сварки. Сын достойно продолжил и развил научные исследования, начатые отцом. Ученые этой семьи создали ведущие технологии, позволившие науке вырваться вперед. Про Патонов говорят, что их жизнь и творчество отражают основные события и свершения прошедшего столетия.
При Б. Е. Патоне к «земным» сварочным технологиям добавились космические — для строительства конструкций различного назначения в космосе, а другие достигли глубин океанов. Благодаря научной и общественной деятельности Бориса Евгеньевича Патона сохранились и продолжают развиваться связи между учеными и исследователями стран СНГ. 
Вновь появившиеся границы, политические амбиции нанесли значительный ущерб производственным и научным связям. Тем не менее, на протяжении последних десятилетий ведущий институт сварки на территории СНГ продолжает активное сотрудничество с учеными из других стран, а Б. Е. Патон стремится сохранить и расширить взаимодействие российских и украинских ученых. 
Институт электросварки имени Е.О. Патона в эти годы стал меккой сварщиков и материаловедов всего мира и примером для остальных организаций академии. Б.Е. Патон стал общепризнанным продолжателем выбранного еще его отцом направления, основателем новых технологий для строительства в космосе, сварочных работ под водой, новых технологий в хирургии и др. 
Ему в первую очередь институт обязан непререкаемым авторитетом в стране и мире в области теории и практики сварочных современных высоких технологий различного назначения. Быстрый переход от научных идей к практическим результатам, что отличало Институт электросварки имени Е.О. Патона, потребовал от научного коллектива огромных усилий - выполнения комплекса исследований, проектных и конструкторских работ, подготовки и выполнения организационных решений, нацеленных на быстрое и эффективное исполнение работы как в институте, так и в промышленных организациях, где она получает практическое воплощение. 
Огромные работы выполнены с судостроении, производстве сварных труб для магистральных газо- и нефтепроводов, в тяжелом и химическом машиностроении. Сам Б.Е. Патон выполнил в руководимом им институте необъятный объем работ, связанных с созданием новых технических средств и технологий, в том числе для космоса и подводных работ. 
Наиболее широко известны исследования Б.Е. Патона, связанные с созданием базовых технологий неразъемного соединения металлов, таких как сварка под флюсом, электрошлаковая сварка, стыковая сварка оплавлением, включая разработку специальных материалов, оборудования и систем автоматического управления. Фундаментальные исследования Б.Е. Патона и его учеников в области взаимодействия сварочных источников нагрева (электрической дуги, шлаковой ванны, низкотемпературной плазмы, электронного и лазерного луча) с плавящимся металлом заложили основу для создания новой отрасли металлургии - специальной электрометаллургии. Сюда вошли технологии рафинирующего переплава и литья сверхчистых сплавов, технологии получения уникальных конструкционных материалов методом испарения и конденсации в вакууме, а также материалов и заготовок со специальными покрытиями. 
Борис Евгеньевич внес большой вклад в создание новых типов высокоэффективных сварных конструкций, отвечающих современным повышенным требованиям эксплуатационной надежности, долговечности и технологичности при изготовлении. Школой Б.Е. Патона разработаны и внедрены в народное хозяйство индустриальные способы сооружения с помощью сварки магистральных трубопроводов, крупногабаритных резервуаров для хранения нефти, кожухов доменных печей, высотных башенных конструкций и др. 
В настоящее время он – 94 лет от роду! - активно работает над решением наиболее важных проблем создания и получения новых перспективных конструкционных и функциональных материалов XXI века и является признанным, в том числе на Западе, крупнейшим специалистом в этой области.
Борис Патон - автор свыше 1000 публикаций, в частности 20 монографий; им сделано и запатентовано более 400 изобретений. Научные исследования посвящены процессам автоматического и полуавтоматического сваривания под флюсом, разработке теоретических основ создания автоматов и полуавтоматов для дугового сваривания и сварочных источников питания; условиям продолжительного горения дуги и её регулирования; проблеме управления сварочными процессами. 
Академик постоянно изучает системы управления с разнообразными кибернетическими приборами, работает над созданием сварочных роботов. Большое внимание уделяет изучению металлургии сваривания, усовершенствованию существующих и созданию новых металлических материалов. 
Борис Патон возглавлял исследование по применению сварочных источников теплоты в специальных плавильных агрегатах, которые увенчались созданием новой области качественной металлургии — спецэлектрометалургии (электрошлаковый, плазмово-дуговой и электронно-лучевой переплавы).
К сожалению, династия Патонов трагически оборвалась: в 2008 году в возрасте 53 лет скоропостижно скончалась единственная дочь Патона Евгения. Она заведовала лабораторией генетической инженерии в Институте клеточной биологии и генетической инженерии НАНУ, являлась автором больше 100 научных трудов. Несколько дней коллеги не видели директора на его рабочем месте. Но время потихоньку если не излечивает, то затягивает даже самые глубокие раны.
Как дважды Герой Социалистического Труда, по тогдашним советским законам, Б. Е. Патон удостоен прижизненного бюста на родине — в городе Киеве. Патон — единственный киевлянин, увековеченный таким образом. Бюст Патона установлен перед зданием академических музеев на улице Богдана Хмельницкого, 15.
27 февраля 2012 года в Киеве состоялось торжественное заседание по случаю 50-летия со дня избрания и творческой деятельности на посту президента Национальной академии наук Украины, заведующего кафедрой МФТИ академика Бориса Евгеньевича Патона. 
В чествовании выдающегося ученого и организатора науки приняли участие Председатель Верховной Рады Украины Владимир Литвин, лауреат Нобелевской премии по физике, вице-президент Российской академии наук Жорес Алферов, ректор Киевского политехнического института М.З.Згуровский, бывший президент Украины Л.Д.Кучма, бывший Председатель Совета Министров УССР и бывший Премьер-министр Украины В.А.Масол, поэт и писатель Борис Олийнык, президенты национальных академий из республик бывшего СССР, ученые, политики, деятели культуры.
Российский лауреат Нобелевской премии, академик РАН Жорес Иванович Алферов высоко оценил результаты деятельности Б.Е. Патона на постах президента Национальной академии наук Украины и Международной ассоциации академий наук.
«Наша цель рассмотреть вопрос во главе с Национальной академией наук модернизации нашей науки, объединив науку, образование и реальный сектор экономики», – сказал Президент Украины Виктор Федорович Янукович, отмечая трудовой подвиг Бориса Евгеньевича вручением ордена Свободы.
К юбилею была издана книга воспоминаний современников о Борисе Патоне, в ней есть статьи ректора МФТИ, член-корреспондента РАН Н.Н.Кудрявцева, академика РАН О.М.Белоцерковского и других выдающихся деятелей науки и политиков Украины и России.

Смотри и другие материалы по теме:
Загрузка...
Наверх
JSN Boot template designed by JoomlaShine.com