На этой странице "Любимая Профессия" рада представить вам современные рассказы про профессию планёр, которые с любовью и душевной теплотой написали современные авторы. Спасибо авторам за труд и талант.

Рассказы про планёра

Планер
автор: Анатолий Капустян
 
В детстве я мечтал стать летчиком. Конечно, в этом не было ничего необычного: стать космонавтом тогда еще никто не мечтал, во всяком случае никто из моих знакомых. Необычным было другое – наша семья в те, 50-е годы прошлого века,  жила в Чимкенте на улице Водопьянова. А самой моей любимой, зачитанной до дыр, книгой, была «Полярный летчик» Михаила Васильевича Водопьянова!
О, разумеется, я строил авиамодели. Причем – сам, поскольку авиамодельного кружка в нашей школе №5 просто не было. Иногда получалось неплохо. Во всяком случае большинство моделей действительно как-то летало.
А когда мне подарили велосипед «Орленок», повадился ездить на нем на аэродром. Собственно, «аэродромом» это летное поле в нынешнем понимании не было. Была какая-то постройка на краю грунтовой взлетно-посадочной полосы. Да и из самолетов были только три биплана АН-2, два ЯК-12 и один ЛИ-2. (Много позже я понял, что для более скоростных и тяжелых самолетов полоса была просто непригодна!). Да разве дело в марках? Ведь это были НАСТОЯЩИЕ самолеты!
Летали они редко. Если над городом появлялся самолет, то все пацаны стояли, задрав головы и показывая друг другу пальцами в небо. С летчиками я знаком не был. Хотя, наверное, и видел их, но в моем представлении летчик должен был быть в шлемофоне и кожаной куртке. А кто же носит кожаную куртку летом, в жару? 
Кабины никто никогда не запирал. Да и неудивительно – накалялся метал обшивки так, что обжечься можно! Так и стояли с распахнутыми настежь дверцами. Заберешься внутрь, и представляешь, как управляешь этой замечательной машиной, да какие подвиги совершаешь походя!
А еще на краю поля стоял самодельный планер. Вот это было настоящее чудо! Фюзеляж – из фанеры, крылья и хвостовое оперение обтянуты перкалем. Колес у планера не было, только фанерная же «лыжа» в носовой части фюзеляжа. Деревянная скамеечка со спинкой – кресло пилота. Приборов – никаких. Всех органов управления – деревянная ручка между ног пилота, укрепленная на карданном шарнире, да короткая доска с болтом посередине, заменяющая педали. И тросики, шедшие к элеронам, рулям высоты и поворота. И еще – сделанная из шпули от ниток ручка сброса, которая позволяла отцепить планер от буксировочного троса или якоря.
 
Иногда, в подходящую погоду, планер запускали в полет. Для этого заносили хвост так, чтобы поставить нос против ветра и цепляли крюк под фюзеляжем за кольцо якоря. Затем несколько человек натягивали специально сплетенный резиновый канат в сторону взлета, и пилот дергал за ту самую ручку из катушки от ниток, отцепляясь от якоря. Как выстрел из рогатки, и…
Планер – в воздухе!
Управлять планером, в принципе, несложно. Ручка посредине – это рычаг управления элеронами и рулем высоты. Всего-то сочетание четырех действий. Ручка «на себя» - нос поднимается, а хвост опускается. Ручка «от себя» - обратное действие. Ручка влево – наклон влево. Ручка вправо – наклон вправо. Нажим на правую педаль поворачивает аппарат вправо, а на левую - влево. Вот, собственно, и все. Только нужно научиться все делать во-время. 
И однажды мне повезло.
 
На летном поле – никого. Потому что дует сильный ветер и несет пыль и песок. «Колбаса» (это так называют «летуны» полосатый чулок, закрепленный на мачте) вытянута в струнку параллельно земле. И планер мотает ветром, как бумажный. Подобравшись поближе, разглядел, что тросик,  удерживающий нос планера, прикреплен к металлическому кольцу, наброшенному на высокий стальной кол или трубу, вбитый в землю.
Ну, как тут удержаться? Вы бы смогли? Я – нет. Уселся на место пилота, дотянулся (с трудом) до «педалей», взялся за ручку… и стал представлять, что я уже лечу над землей! Вдруг я заметил, что скрип песка под «лыжей» прекратился, и болтать планер стало меньше. Отвлекшись от своих грез, обнаружил, что до земли уже не меньше метра! Я, конечно, испугался. Нет, не полета (а я действительно летел, хоть и на одном и том же месте над землей). Испугался, что сейчас планер сорвется с привязи и унесет меня куда-то далеко-далеко! Но тут же обнаружил, что на верхушке этой штанги, на которую накинуто кольцо буксирного троса, надета или приварена приличных размеров штуковина, и кольцо просто так слететь не может.
Оправившись от испуга, попробовал осторожно посадить планер на землю. «Осторожно» - не очень получилось. Но – посадил! Осмелев, снова взял слегка руку на себя, и снова оказался в воздухе. Теперь уже сознательно стал пробовать разные маневры: то чуть выше, то пониже, то развернуть немного в сторону… Не удивляйтесь! Хотя планер и привязан буксирным тросом, его ДЕЙСТВИТЕЛЬНО можно поставить носом мимо точки привязи. Для этого нужно только нажать на ту или другую педаль. Руль поворота отклонит хвост в сторону, а трос будет тянуть обратно. Важно не переусердствовать. 
В реальном полете такой маневр называется «скольжение на крыло» и достигается, например, так: ручка вправо и левая педаль (или наоборот). Ну, так то – в реальном! 
Тем временем ветер стал стихать. Из здания вышли люди. Кто-то из них обратил внимание  на парящий над землей планер, и несколько человек кинулись в эту сторону, что-то крича. Я мог быстро сесть и удрать на велосипеде, но побоялся ударить планер о землю и повредить. Сел аккуратно, но удрать уже не успел.
Среди прибежавших оказался и владелец планера (он же – и конструктор, и строитель этого аппарата). Убедившись, что я цел, как и его детище, он перестал материться и стал меня расспрашивать, как это 11-и летнему пацану удалось ничего не разбить и самому справиться с «планёром» (так он произносил) хоть и на привязи, но – в полете? Так что расстались мы почти друзьями. Он даже пригласил меня приезжать еще, но не раньше, чем через месяц, потому что собирался принять участие в конкурсе самоделок в Ташкенте.
Откуда мне было знать, что к тому времени наша семья уедет в Усть-Каменогорск? Оказывается, мать долго прятала от отца телеграмму с вызовом, (так ей не хотелось уезжать от тепла и фруктов), но потом сдалась.
А в Усть-Каменогорске была самая настоящая планерная школа. Только меня туда не приняли, даже когда исполнилось 16.
«Очкариков» в небо не пускали.
Планер об забор
автор: Дмитрий Кашканов
 
Прошлогодний опыт посещения судомодельного кружка оставил приятные воспоминания и умение что-то делать своими руками. Но судомодельный кружок в Доме пионеров по причине отсутствия руководителя закрылся, и мы с другом одноклассником Герой решили походить в авиамодельный.
 
В большой комнате авиамодельного кружка лежали на верстаках и висели под потолком ажурные конструкции из нервюр и лонжеронов. Пахло эфиром и еще чем-то горючим. Ребят встретил одутловатый мужчина средне-неопределенного возраста.
 
- Заниматься пришли или просто посмотреть?
 
- Заниматься. Мы раньше в судомодельный ходили.
 
- Так, вы готовые моделисты! Будете у меня для начала планеры делать.
 
- А можно бойцовки или гоночные?
 
- А что, планер не интересно?
 
- Тоже, конечно, интересно…
 
- Я сейчас покажу вам, как планер летает. Сразу станет интересно.
 
Руководитель кружка, кряхтя, залез на верстак и снял с крючка под потолком большущий планер с размахом крыльев больше человеческого роста.
 
- Пойдем на улицу, запустим, - пригласил он вновь прибывших.
 
Планер торжественно понесли на улицу.
 
Перед мастерскими Дома пионеров был большой заброшенный сквер. В самом сквере запускать планер места, в общем-то, не было. Мешали огромные старые чинары, закрывавшие небо ветвями. Лететь вдаль мешал забор, сваренный из железных прутьев. Но метров двадцать свободного места найти было можно.
 
- Давайте сразу здесь и запустим, - уверенно заявил руководитель.
 
Подняв планер над головой, он с силой, явно избыточной для полета на двадцать метров, метнул его в направлении свободного от деревьев места. Планер взмыл метра на два высоты, а потом, медленно снижаясь, заскользил в воздухе мимо стволов чинар и тополей. Планеру повезло, он чудом миновал смертельно опасные для хрупких крыльев препятствия и устремился дальше. Но дальше некуда. Там забор.
 
- Сядет до забора, - только и успел произнести руководитель.
 
В следующую секунду планер не снижая скорости и высоты, хряпнулся в прутья забора, бессильно опав несколькими уже отдельными кусками крыла, фюзеляжа и оперения.
 
Каждому из нас досталось понемногу планера нести назад в кружок.
Планер
автор: Евгений Третьяков Беловодский
 
Возле стола стоял Женька и смотрел на длинную, узкую коробку, на которой большими буквами было написано: «ПЛАНЕР». А чуть ниже: «Сборная летающая модель».
Рядом, на диване, примостился Колька и с чувством глубокого удовлетворения, наблюдал за реакцией друга. Женька, наконец, оторвал взгляд от коробки и присел рядом.
- Ну как? - спросил Колька.
- Здорово. А как его собирать, ты знаешь?
- Открой, посмотри, - снисходительно разрешил Колька, - там есть инструкция.
Женька осторожно открыл коробку и стал перебирать ее содержимое. Сверху находилась аккуратно сложенная тонкая и прозрачная бумага. Под ней лежали длинные деревянные брусочки. В торце коробки виднелась круглая белая авиационная резинка, свернутая кольцами. Рядом с ней был всунут большой изящный пропеллер.
- Так он с мотором? - поднял голову Женька.
- А ты как думал! От пропеллера до середины фюзеляжа натягивается резинка, потом пропеллер накручивают рукой. А когда его отпустишь, он начинает раскручиваться и толкает планер вперед. Это я в инструкции прочитал.
- Здорово! - еще раз повторил Женька. - А когда собирать будем? Давай завтра, после школы.
- Хорошо, - согласился Колька, - давай завтра.
На следующий день приятели с трудом просидели школьные занятия. Головы их всецело были заняты планером. Они изрисовали кучу листков, прикидывая, как будет выглядеть их будущее творение. На одних планер изображался стоящим на земле, гордо задрав нос. На других он летел в воздушных струях, и пропеллер был изображен в виде полупрозрачного круга.
Весь последний урок друзья проспорили о названии летательного аппарата. Колька замахнулся, как настоящий авиаконструктор, и предложил назвать его своей фамилией. Но после долгого обсуждения приятель убедил его, что это несколько эгоистично и необдуманно.
- Во-первых, - загибал пальцы Женька, - конструкция не твоя, а фабричная. Во-вторых, а вдруг он вообще не полетит.
- Это как это? - возмутился Колька. - Почему он вдруг не полетит?
- Может, мы его не так склеим или ошибемся где-нибудь на миллиметр. Авиация дело тонкое. Чуть-чуть ошибся, и капут самолету. В-третьих, ты забыл про меня. Я ведь тоже принимаю участие в его строительстве.
К концу урока они, наконец, сошлись в названии и утвердили его. Планер, который еще не был построен, назывался «НИЖ-1». Первые две буквы были начальными от имени Николай, а последняя - от Женькиного. Как никак, Колька был хозяином этого летательного аппарата, а потому львиная доля в названии должна была достаться ему.
Придя домой к Кольке, они побросали портфели в угол, благо, назавтра было воскресенье и уроки учить не надо, и занялись коробкой. На большом полированном столе Колька расстелил несколько газет и высыпал содержимое коробки. Затем развернул инструкцию по сборке планера и стал внимательно читать. Приятель его примостился рядом и заглядывал через плечо.
Инструкция была написана просто и доходчиво. Дополняли ее великолепные рисунки с условными обозначениями и порядком сборки деталей. Через пять минут друзья, попеременно подглядывая в нее, приступили к склеиванию планера. Колька занялся более сложным делом - сборкой «скелета» крыльев, а другу поручил кроить по рисунку бумагу.
Женька с помощью линейки и карандаша аккуратно разметил тонкую папиросную бумагу и стал вырезать выкройки. Колька, открыв пузырек клея, от которого сильно и приятно пахло, и высунув от усердия кончик языка, очень старательно склеивал детали. Он был аккуратным человеком, и получалось у него хорошо. Обмазав с помощью спички деталюшку клеем, он осторожно приставлял ее к сопрягаемой поверхности, прижимал и дул до головокружения. Затем клал свое сооружение на стол и направлял на него рефлектор, предусмотрительно включенный в розетку. Благодаря этому клей быстро подсыхал, и соединение получалось крепким и качественным.
Постепенно на их глазах появились почти полутораметровые крылья планера. Это было чудом. Они казались воздушными, настолько тонки и изящны были составляющие их детали. Мальчишки не замечали летевшего времени. Вскоре крылья обросли бумагой и лежали под горячими лучами рефлектора.
Хвост и стабилизатор собрали быстро, они были гораздо проще и меньше крыльев. Фюзеляж и приспособления для крепления на нем крыльев и всего прочего, без чего не может обойтись ни один самолет, были уже готовы.
Наконец, мальчишки, оторвались от работы и раскинулись на диване.
- Красотища-то какая, - вздохнул Женька, не сводя зачарованных глаз с крыльев.
Они обсохли и теперь были гладки, без единой морщинки. Казалось, дунь, и они полетят.
- Да, осталось совсем немного. - Колька пребывал в каком-то блаженно-сосредоточенном состоянии.
- А когда запустим?
- Я думаю, завтра. Ему надо дать обсохнуть как следует. На сегодня все, - Колька с хитринкой посмотрел на друга, - ты иди, я уроки учить буду.
Женька не заметил этой хитрости, хотя и удивился. Сам он всегда старался сделать уроки в субботу, чтобы в воскресенье они не висели над ним «дамокловым мечом». Колька же тянул до последнего, и этим последним сроком у него был воскресный вечер.
- Что ж, до завтра, - он встал и по-мужицки протянул руку. Колька быстренько ее пожал и вытолкал друга за порог.
В воскресное утро Женька проснулся, как всегда, рано. Его это удивляло: ведь никто не поднимал, казалось бы, спи да спи, но он, тем не менее, каждое воскресенье рано просыпался. Для него это было истинным мучением - лежать еще примерно с час, дожидаясь, пока встанут родители. Постепенно он научился коротать эти томительные утренние часы за чтением, к которому пристрастился лет с двенадцати.
Но сегодня он не собирался разлеживаться в постели, как только сон слетел с него, мысли о недостроенном вчера планере тут же заняли его голову. Мудро рассудив, что Колька, вероятно, тоже уже не спит, Женька пробрался в ванную комнату, быстро умылся и, натянув на себя спортивный костюм, выскочил в подъезд. Мигом взобрался на пятый этаж и осторожно постучал в дверь.
Через несколько секунд дверь открылась, и в щель просунулась голова Кольки:
- Ты чего в такую рань?
Женька нетерпеливо протиснулся в проем, выдавив из него друга.
- Какой тут сон, не спится.
Колька стоял в трусах и майке и задумчиво почесывал пятерней в голове.
- Ладно, проходи, - и он картинным жестом открыл дверь в свою комнату.
Как только Женька взглянул внутрь нее, то сразу же увидел готовый планер, лежащий на столе. Он ахнул и подбежал к нему.
- Что же ты, а еще друг называешься! - Он повернулся к приятелю.
Колька смущенно зарделся:
- Ты понимаешь, не смог утерпеть. Вчера до двенадцати ночи сидел, да и не уснул бы я. 
Женька осторожно взял планер в руки. Он был достаточно легким. На узеньком фюзеляже и крыльях черным фломастером было выведено красивым Колькиным почерком: «НИЖ-1».
- Когда будем запускать?
- Больно ты скор. Тут погода нужна ясная, солнечная и без ветра.
Женька с недоумением посмотрел на друга.
- Ты, что, рехнулся! Взгляни в окно. Погода в самый раз.
Колька нехотя подошел к окну и придирчиво осмотрел небо.
- Вон как будто облака набегают. Да и вообще, чего торопиться, - он смотрел на товарища ясным взглядом простачка, который, казалось, говорил: «Неужто ты не видишь, что погода нелетная. И вообще шел бы ты домой».
Но Женька, наученный вчерашним обманом, на этот призыв не поддался.
- Имей в виду, я отсюда не уйду, пока не скажешь, что ты надумал. А если обманешь, то я тебе больше не друг.
Поединок взглядов продолжался недолго. Наконец, Колька отвел глаза и глубоко вздохнул:
- Ладно, сейчас оденусь, и пойдем запускать.
Чердачный люк с металлической лестницей находился прямо у Колькиной квартиры. Друзья быстро выбрались на крышу, и подошли к ограждению.
Перед ними расстилалось поле, с яркими вкраплениями осенних цветов. Чуть дальше начинался хвойный лес, охватывая поле темно-зеленой подковой. Раннее солнце разогревало землю, прогоняя туман в сырую тень леса.
Колька влажными от волнения пальцами накручивал пропеллер. Вид у него был сосредоточенно-торжественный. Женька стоял рядом. Наконец резинка закрутилась, и Колька двумя руками поднял планер вверх. Одной он держал фюзеляж, а другой пропеллер.
- Запускай! - крикнул Женька.
- Не могу, боюсь.
-  Чего?
- Боюсь, не полетит.
- Тогда давай я! - и Женька протянул руки.
- Ну, уж нет, запускаю! - Колька толкнул планер.
Тот подался вперед, задрожав всем корпусом от заработавшего пропеллера, на мгновение завис на одном месте, потом вдруг клюнул носом вниз, будто сорвался с крутой горки, и плавно полетел к лесу, подрагивая крыльями от встречного ветра.
- Ура! - закричали в восторге мальчишки и кинулись друг к другу в объятия.
А их детище летело и летело к лесу, спускаясь все ниже к земле.

Смотри и другие материалы по теме:
Загрузка...
Наверх
JSN Boot template designed by JoomlaShine.com