автор: Миша Юрченко
Командир Корабля: Диспетчер ответьте,
Диспетчер на связь!
Я - борт 2012, рейс 317,
Срочной посадки прошу,
У меня ЧП на борту!
Диспетчер: Диспетчер на связи, посадку даю.
До глиссады две тысячи метров, дотяните?
Командир Корабля: Да-да, дотяну!
Отключить автопилот,
Делаю крен на крыло,
По гироскопу на градус уклон!
Скорость снижения падает,
Горит перегрузки табло!
Траекторию полета измени,
Диспетчер: Земля борту 2012, на связь,
Координаты подтвердите,
Держитесь заданного курса
И сообщите о ЧП?!
Командир корабля: Причина ЧП – пожар на табло!
Горит двигатель три.
Легировал дважды:
Дым все ровно!
Диспетчер: Ваш метеоминимум, командир?
Командир корабля: «60;550 взлет 200; угол тангаж.
Диспетчер: Вас принял, снижайтесь!
Для вас Эшелоны ниже чисты.
Командир корабля: Принял, спасибо.
Диспетчер: Тяните до полосы!
Командир корабля: Командир корабля берет в руки штурвал,
Второй пилот следит за радиообменом,
Бортинженер – доклад,
Бортинженер: Включен SOS, отключен генератор.
Активность РПЭ,
Растет КПД,
Огни АНО отключены,
Шасси выпущены, зеленые горят.
Штурман, включить топограф,
Локальная погода за бортом?
Диспетчер: Борт 2012, ответьте земле!
Для вас готова полоса,
Держитесь правее – за лесом она.
Идите с поправкой на ветер и влажность,
Ваш лайнер тяжелый, и баки полны,
Второго захода не будет, увы!
По схеме принять и подтвердить?!
Командир корабля: Вас принял, сажаю.
Диспетчер: Не дайте радовать беду,
Увидимся на земле – я вас обниму!
Бинокль в руках, диспетчер в поту,
Кричит и хрипит он там на посту.
Давайте, пилоты, сажайте его,
Не упускайте удачи крыло!
Я с вами, я рядом, в ответе за вас!
Командир корабля: Ну, вот она – моя полоса!
Обетованные мои небеса
Штурман: Десять, пять, коснулись шасси,
Торможение до конца полосы,
Остановка.
Командир корабля: Двигатель стоп, закрылки убрать.
Диспетчер, мы на земле!
Все равно мы будем лета.
Мышите не мышите...
автор: Степаныч Казахский
Я уже «подходил» к юго-западной окраине Караганды, возвращаясь с контрольного полёта над водным каналом "Иртыш-Караганда", оставив своего служебного пассажира на оперточке. Задание на сегодня - выполнено, и сознание честно отпаханных шести часов, приятно греют душу.... предстоящей зарплатой.
В воздухе - никого из "малой авиации": все местные давно вернулись на родной аэродром, и только "командировочным" всё мало. Шучу конечно.
Диспетчер "Района" перевёл на связь со «Стартом», управляющим взлетом-посадкой воздушных судов. Тот "отчитал" обычную информацию по условиям захода на посадку: Высоту полёта «на круге», давление на аэродроме, курс посадки, ветер у земли и, "тому подобное". Подчиняясь его указаниям выполняю «предпосадочные действия» в кабине моего маленького, газотурбинного и двухдвигательного вертолётика и подтверждаю, принятие условий захода на посадку в "Старый порт", этого шахтерского, рабочего города.
- "До входа в круг" - сказал диспетчер.
- "Понял" - говорю.
Идти до полосы аэродрома, осталось около семи, максимум - восьми минут.
То-олько отпустил кнопку «Радио», ответив диспетчеру, как что-то запершило в горле.
Кашлянул раз, второй. Не проходит. Першит ещё сильнее.
Теперь кашель, уже сам рвётся наружу - такое впечатление, что кто-то щекочет связки. Попытки откашляться приводят к тому, что перехватывает дыхание: малейшее колебание воздуха на вдохе-выдохе вызывает удушье, из глаз полилась "влага".
Плохо вижу перед собой, из-за слёз. Щёки и лицо - мокрые. В раздражении пытаюсь откашляться, понимая, что с минуты на минуту - снова выходить на радиосвязь, "не считая остального". Чем больше пытаюсь избавиться от проклятого першения, тем сильнее душит спазм. Дышать всё трудней. Плохо понимая - что делать, с ужасом жду вызова диспетчера старта.
В голове гудит набат, виски разламываются, глаза лезут на лоб: Ничего себе, приключение! Дышу как астматик – еле еле, лишь бы не потерять сознание.
Мозг напряженно ищет решение, а живительный воздух так плохо наполняет легкие хоть рот и открыт, словно в крике. И вдруг, в какой-то момент блеснула строчка из книги по "Йоге": "Если хочешь, чтобы организм, то бишь мозг, сам разобрался с причиной проблемы – задержи дыхание!" Медленно и тихонько выдохнув воздух, чтобы не вызвать нового приступа кашля, замираю, считая бьющиеся в голове «молотом», удары пульса.
На пятидесятом ударе, слышу в эфире "свой позывной" и, закружилась голова. Но через пару секунд "картинка перед глазами" прояснилась. Изменений в состоянии - пока нет, и поэтому, продолжаю "не дышать", отсчитывая секунды про себя, собрав волю в кулак.
Диспетчер второй раз называет мой бортовой номер, в эфире.
Секунда, вторая, шестидесятая - воздух рвётся в лёгкие, но не даю.
- "Не хватало ещё «отрубиться», на четвёртом развороте!" - бьётся трусливая мыслишка. - Может, упасть "камнем с небес, прямо под собой"? Благо, это - вертолет, а не самолет. Только, что это даст? - И успею ли?!
Я - весь мокрый, как только что из душа.
Но вдруг - сначала постепенно, а затем - стремительно, стало отпускать в горле, и уже могу, осторожно вздохнуть не кашляя. Появилось ощущение, что в горле появилась легкая, благоприятствующая дыханию, смазка.
Осторожно вздохнул таки полной грудью. Диспетчер, встревоженно вызвал в третий раз.
Автоматически доворачиваю на посадочный курс над городским озером, к «дальнему радиоприводу», глотаю невесть откуда взявшуюся смазку в горле и, неуверенно и тихонько, отвечаю диспетчеру:
- «Борт такой-то, "на прямой", полосу вижу к посадке готов!».
- «Посадку разрешаю» - облегчённо выдохнул диспетчер.
Мда-а-а, работка у нас! - Как в жестокой "Аэрофлотовской" шутке: "Одно" из двух дОлжно сесть: "либо - воздушное судно, либо - диспетчер".