На этой странице "Любимая Профессия" рада представить вам историю о балерине Плисецкой, которые с любовью и душевной теплотой написали современные авторы. Спасибо авторам за труд и талант.

История про балерину Майю Плисецкую

Майя Плисецкая. Последняя великая балерина

автор: Зера Черкесова 
 
Осмысливая феномен Майи Плисецкой и в целом-русского и советского классического балета, да и искусства в целом - задумываешься и пытаешься понять, в чем состояла магия великого искусства уходящей эпохи.
Майя Плисецкая... Кто хоть раз на сцене и даже на телеэкране увидел ее Кармен Бизе-Щедрина в хореографии Альберто Алонсо-даже не понимая ничего в балете-запомнит эту МИСТЕРИЮ навсегда! Кто понимает оперное искусство:поразится балетной трактовке оперной героини Кармен Майей Плисецкой в этом красное марево, в котором протекает все действо балета.Майя Михайловна даже говорила, что напрасно Жорж Бизе написал Кармен как оперу:настолько его музыка балетная, столько в ней хореографии. И Родион Щедрин сделал переложение для балета, а кубинский хореограф Альберто Алонсо-хореогафию-и на свет явилась МАЙЯ-КАРМЕН! Сама М.Плисецкая, отвечая на "Линии жизни" канала "Культура", на вопрос, что она считает главным своим достижением, ответила: Кармен!
Не Одетта-Одиллия, не Лебедь Сен-Санса, не Жизель.
"То что я сделала в искусстве-это Кармен".
И это истинно так. Подсчитано, что уже много лет каждый день года в мире где-то ставится балет "Кармен" Бизе-Щедрина. Как, впрочем, и опера Бизе "Кармен". Поразительна судьба творения Жоржа Бизе по новелле Проспера Мериме. Сбывшееся пророчество Петра Ильича Чайковского после освистания премьеры: "Пройдет время, и "Кармен" Бизе станет самой популярной оперой в мире". Так и вышло. А мы добавим, что слова Чайковского распространились и на балет:Бизе, не написав балет на музыку Кармен, вошел в историю и как автор самого популярного балета в мире. И это благодаря Р.Щедрину, А.Алонсо, но главным образом-гению Майи Плисецкой.А ведь ее возраст в год появления Кармен Бизе-Щедрина был таков, что ее сверстницы уже давно сошли с балетной сцены, ибо короток век балетного артиста. Майе было 50! И здесь Майя доказала, что талант и профессионализм ломает все рамки! Она танцевала  до 60 с лишним лет!  "Мою жизнь в балете продлил Родион Щедрин"-признавалась она. Ибо танцевала довольно авангардные для классической хореографии балеты по Чехову("Дама с собачкой"), балет "Анюта" Гаврилина. И-Кармен! И балетные миниатюры.
Я помню свое потрясение от Кармен Майи Плисецкой. И:любопытный просмотр Кармен Анастасии Волочковой в бытность ее короткой шумной балетной биографии до окончательного перехода в шоу-бизнес и полной утраты балетной формы. Помпы было много, Волочкову прочили во вторую Плисецкую.
Волочкова ворвалась, как свежий ветер, дерзко и красиво. Но...не хватило запала и трудолюбия. И увлекли дешевый пиар и легкие деньги от фотосессий в плейбоях. К слову сказать, ее Кармен уже не так впечатлила, хотя и  было нечто новое. Слишком высокая и грузная для балета, и это могло стать причиной раннего ухода из балета. Мода на балерин "модельной внешности", то есть слишком рослых, чуть не баскетбольных параметров-убивает классический балет.
 
И чтобы убедиться в этом лишний раз-посмотрите сами на ютуб миниатюру "Умирающий лебедь" Сен-Санса, прелестнейший 4-минутный ч/б фильм с озером с лебедями, 1959г., Лебедь-Майя Плисецкая. И для сравнения: "Умирающий лебедь "Сен-Санса Ульяны Лопаткиной 2013г, в цвете и высоком качестве записи. На сцене Большого.
 
Смотря сегодня снова Лебедь Плисецкой, я словно слилась с пластикой Плисецкой, следя за каждым ее движением, этой непередаваемой словами кантиленной плавности танца, изысканности и томности, с которой Майя так замечательно воплощает лебединую пластику. И строгий черно-белый фон без единой лишней детали создают такую цельность восприятия танца Майи!А теперь посмотрите Ульяну Лопаткину, ныне прима-балерину Большого, первое имя  в мире русского балета.
Боже, какая угловатость плеч для балерины! Какие длинные и бесформенно-тонкие ноги-то ли дело красивые ноги Майи!
Какая тощая. И потом, посмотрев в комменты, читаешь то же: Мышцы и кости видно, некрасиво как! И ироничное: Этот лебедь умирает от истощения.
 
Но Лопаткина соoтветствует новым "модельным" модам, пришедщим в балет с модных подиумов. Смешение жанров однако ведет к деградации высокого искусства классического балета. Ведь первым звездам подражают, и вот уже на балетных подмостках утверждается идеал балерины, резко противостоящий канонам классического балета, формировавшимся веками! Другие моды роста(небалетно-длинные!), другие пропорции тела-другая пластика. Резкая и угловатая. Рваность танца, нецельность и отсутствиве художественного образа. Пока Лопаткина танцевала своего Лебедя-я не раз одергивала себя от того, чтобы:не отвлекаться! Внимание было близко не то, что к танцу Плисецкой!.. «Я диеты не соблюдала! Я ела всегда много. И вес мой был чуть-чуть больше, чем нужно. Бывали периоды, когда я худела, но неумышленно – просто из-за репетиций не успевала поесть».-говорила М.Плисецкая. Это она только для отмазки кинула однажды то, что приклеилось к ней:Диеты?...Нет никаких. "Сижу не жрамши!"-иронично процитировала Галину Вишневскую, а приняли на полном серъезе, как откровение от великой балерины. На самом деле, на хроническом недоедании в балете, как и в жизни, далеко не пойдешь, только болезни стяжаешь. Вот и соблюдался сам собой баланс между большими нагрузками и восполнением энергии и нормального веса едой. Танцующая Майя в лучшие годы не выглядела худосочной, а очень красивых форм. Взгляните на фото выше. Какие линии рук, ног, тонкость талии, соразмерность фигуры, какая горделивая стать и царственность!Даже многие первые балерины и танцовщики не могли в прошлом похвастать таким совершенством, а нынешний эталон "модельной" внешности(рост под 2 метра, худосочость и угловатость, непропорционально длинные ноги-то что так ценится в "модельном бизнесе"), рассчитанный больше на пиар и обложки журналов, чем собственно балет-это нечто несуразное. Майя хоть и бравировала в интервью своей прирожденной "ленью", но по сути была прежде всего умной балериной, ум в владении своим телом: никогда не перерабатывала до истощения сил, и в этом, как и в еде, соблюдая не драконовские диеты и режимы, а разумный баланс, не изнашиваясь преждевременно. Итог: 50 лет на балетной сцене! Рекорд. А взглянем снова на ее Кармен, которую она начала танцевать в непостижимом для балерины возрасте:такой фигуре и юные топ-модели позавидовали бы. Не случайно ее даже в ее старости так любили наряжать Карден и другие мэтры от кутюр французской высокой моды.  
 
Ну и еще."У балерин не бывает детей!" Это жреческое требование(как к жрицам!)Балета-ныне нарушается. И первая в русском балете вслед за американским-здесь снова Ульяна Лопаткина. Дай бог ей материнского счастья, конечно, но танцующая прима-балерина, уходящая в декретный отпуск-это нонсенс! И дурной пример. За которым стали следовать, ибо в СМИ невежественные журналисты Лопаткину хвалили за этот "подвиг". Мол, какая молодец:и в балете первая, и матерью стала, сломав устаревшие каноны. И другим балеринам нужно последовать. Волочкова последовала, как писали в прессе и по ТВ "чтобы не отстать от Лопаткиной"(одно время они соперничали.) Но после родов Лопаткина потеряла изрядную долю технических возможностей несмотря на по прежнему распиаренное имя, а Волочкова совсем сошла со сцены, едва достигнув 30-летия, при всем внимании к ее персоне и возможностях-вряд ли, добровольно.  
Однако, или балет-или материнство. Многие знаменитые примы потом имели детей, чуть запоздавших по обычным меркам, после балета. Но не посреди его! Ибо вернувшаяся после родов Лопаткина сама же и жалуется, что и выносливость уже не та, и строгость линий, и полетность поубавилась. И целый ряд наиболее сложных технических элементов балета уже просто не даются. Это ее собственное, Ульяны Лопаткиной, признание, сделанное в  цвете балетных лет после возвращения на сцену. И это не редкий грустный пример несовместимости одного с другим, а закономерная плата за нарушенные табу искусства жриц. Если балеринам веками запрещалось рожать-то не от балды, а потому что балет-это больше чем искусство, это Жертвенный Алтарь. И балерины-неземные существа, парящие в поднебесьях,  и платья-пачки не зря воздушные, и на пуантах едва касаясь пола, часами танцуют, сдирая до крови пятки и за вечер сменяя несколько пар пуантов. О какой девической грациозности и легкости  и полетности, выносливости, может идти речь у рожавшей балерины! Балетная хореография и балетный уровень владения телом рассчитан на девические пропорции и грацию. Идеальный рост балерин(158-максимум 169)не менялся веками-потому что он идеально соответствовал требованиям балетной техники. Майя Плисецкая сказала в интервью, что в прежнее время слишком рослых не брали в балет вообще, а сейчас с традиционно-нормальным балетным ростом не берут даже в кордебалет. Пропорции у не рожавшей и рожавшей никогда не будут одинаковыми никакими упражнениями и восстановление формы может быть только частичным с далеко не той уже техничностью и художественным результатом. Даже многие оперные певицы не рискуют рожать, боясь потери голоса, хотя в опере это не настолько строгое табу, как в балете. А Лопаткина еще говорит в интервью, что берет пример с американских многодетных(!!)балерин, одна даже вернулась аж после четвертого ребенка. Можно себе представить уровень американского балета, на безрыбье и рак рыба....Но это же  РУССКИЙ БАЛЕТ! Кто в теме-знает разницу.
Вот почему Майя Плисецкая-ПОСЛЕДНЯЯ ВЕЛИКАЯ БАЛЕРИНА! Это эталон на все времена.

Смотри и другие материалы по теме:
Загрузка...
Наверх
JSN Boot template designed by JoomlaShine.com