На этой странице "Любимая Профессия" рада представить вам современные рассказы про профессию математик, которые с любовью и душевной теплотой написали современные авторы. Спасибо авторам за труд и талант.

Рассказы про математика

Математик
автор: Волков Северный
 
Каждый день наблюдения за внуком приносит столько радостей, вопросов, тревог и ещё веры в то, что растёт человек размышляющий, вполне независимый в своих рассуждениях.
   День сегодня выдался по-настоящему мартовский. С утра слегка морозило,  -12 градусов, и солнце не жалея льёт свой рыжий свет на всё живое и неживое. В такие дни возникает сомнение – есть ли неживое в природе. Ошибка обозвать часть природы – неживой. Точно, ошибка!
   Вышли мы погулять с Тимуром . Бредём по поселковой улице, и как обычно, внук закидывает меня вопросами. По мере своего разумения, пытаюсь отвечать-объяснять.
  По дороге встречаем  двух мам с детскими колясками. Колясок соответственно две (по  числу мам), но одна коляска двойная.
  Тимур задаёт очередной вопрос: «Деда, а там трое малышей и все мальчики?»
- Ну, я не знаю.  Наверное, и девочки есть. Давай спросим.
- Не надо спрашивать, я сам знаю.
- (?) делаю удивлённый вид.
 - Если там не три мальчика, то тогда или три девочки, или две девочки и один мальчик, или одна девочка и два мальчика.
   Математик растёт...  Улыбаюсь и вспоминаю один из методов  математических доказательств теорем...  Как поймать льва в пустыне Сахара – «Допустим, мы льва поймали». (Анекдот- шутка среди математиков).
   А мой «теоретик» примолк после этого. Только придя домой и раздевшись, произнёс, глядя на  УЗИ-снимок себя в «животе» у своей мамы, прикреплённый на магнитике к холодильнику,  выдал: «Я знаю как дети рождаются! Они из животика!  Мама придёт с работы, попрошу, чтобы она мне родила друга!»
Математик
автор: И.А.Шевченко
 
Промозглым осенним вечером 4 октября 2003 года я едва успел на последнюю электричку Москва – Дубна, отправлявшуюся в 23 часа 14 минут. Уже в Лобне мой вагон неожиданно опустел. 
- Нас двое, - в унисон моим мыслям как-то странно проговорил интеллигентного вида пассажир напротив. Всю дорогу до этого он молча смотрел в тёмное окно.
– Вам нравятся эти места? - чтобы как-то заполнить неловкую паузу, спросил я.
– Да нравятся, когда они в отражении, - загадочно ответил он.
– Вы физик? – настаивал я.
– Математик! - с достоинством произнёс он и наконец-то посмотрел на меня.
– Игорь, - представился я и протянул руку.
– Михаил Александрович, преподаватель алгебры и теории чисел.
- Какая скукотища, - неожиданно вырвалось у меня. Он улыбнулся: ” У вас дома есть кошка или собака?”
– Есть и кошка и собака. И я их люблю, потому что они живые. Мне иногда кажется, что у них есть душа и они понимают меня без слов, – ответил я. 
Наступила пауза. Электричка замедлила ход. «Депо». Двери с шумом открылись и тут же закрылись. Поезд вновь набирал скорость.
- А у меня подобные ощущения рождают числа,- вернулся к разговору собеседник. 
- Это как? – в свою очередь улыбнулся я.
– А как Вы перемножаете, скажем, 107 на 114? 
– В столбик или на калькуляторе, - ответил я.
- Понятно, но этот процесс можно воспринимать как скрещивание. Каждое число состоит из тела и души. Например, у числа 107 – тело равно 100, а душа равна +7, у 114 – тело тоже равно 100, а душа - + 14. Поэтому результат их скрещивания тоже будет число с телом и душой. Тело их чада будет складываться из тела одного из родителей и души другого, т.е. 107+14 или 114+7, стало быть, 121, а душа будет сплетением душ родителей 7*14 , т.е. 98. Итак, родилось новое число 12198!
- А если, скажем, 96 скрестить с 89? – не унимался я. – У 96 душа равна минус 4, а у 89 – минус 11. Значит, тело результата скрещивания будет (96-11) или (89-4), т.е. 85, а душа 4*11, т.е. 44. Полностью чадо 96 и 89 выглядит как 8544.
Я вынул мобильный телефон и проверил вычисления. К моему удивлению математик оказался прав. 
- Почему же в школе преподают совсем иначе? – возмутился я. Но мой голос заглушил громкоговоритель. Мы проехали Хлебниково. 
- Я вообще считаю, что преподавание математики в школе должно быть эмоциональным и заканчиваться кубическими уравнениями, - увлечённо продолжал мой собеседник. – Почему? – ничего не понимая, спросил я. - А как ещё потрясти юные души, как не доказательством существования потустороннего мира?
– Вы шутите? – не выдержал я.
- Вы помните формулу разности квадратов? – вопросом на вопрос ответил Михаил Александрович.
– А квадрат минус В квадрат равен произведению их разности и суммы.
– Правильно, а теперь подставьте вместо А – единицу, а вместо В – корень квадратный из минус единицы, что получится?
– Два, - неуверенно протянул я.
– Правильно, два, хотя Вы представления не имеете, что такое корень квадратный из минус единицы. Вы перемножаете в скобках какой-то ирреальный бред, а получаете обычное число. Значит, нереальность существует?!
Я откровенно не въезжал, в голове моей что-то зашумело, и воспринимать информацию дальше сил не было. Преподаватель рассказывал мне что-то о Тарталье, как он ночами испещрял могильные плиты в поисках решения кубических уравнений и как он не мог поверить, что для нахождения реальных корней необходимо извлекать квадратные корни из отрицательных чисел. Потом что-то о Кардано, потом не помню. Я кивал головой, поддакивал и, кажется, полностью расположил рассказчика к себе. 
Проехали Дмитров. Михаил Александрович умолк. Мы смотрели в окно на огни убегающего города. И тут меня осенило задать вопрос: ” Послушайте, а Вы никогда не бывали в казино?” Только теперь я обратил внимание, что математик был средних лет и одет достаточно скромно. Брюки не утюжились недели две, а одна пуговица на костюме свисала почти на сантиметр.
- Бывал, - неожиданно для меня ответил он, - я три года преподавал в Штатах, в Миссисипи. Там в казино был шведский стол, и мои друзья часто звали меня туда.
Тут мне стало по-настоящему интересно.
– Можно ли там выиграть? – с дрожью в голосе спросил я.
- Наверное, можно, но я не смог, - неохотно ответил преподаватель. – Видите ли, в казино, в основном, распространены три игры: рулетка, покер и Блэк Джек. Если суммировать все цифры рулетки, то получится нехорошее число, покер с точки зрения теории вероятности должен давать чуть больший проигрыш, нежели Блэк Джек. В своё время я хотел заработать много денег. У меня была девушка.
У математика задрожали руки, он достал бутылку пива, откупорил и продолжал.
- С точки зрения теории вероятностей, оптимальная тактика Блэк Джека давно известна и для американского варианта и для нашего. Дилер сдаёт одну карту себе и две Вам. Ваша цель – набрать количество очков не более 21 и одновременно не меньше дилера. Теория даёт чёткие рекомендации, что нужно делать в том или ином случае. Он отпил несколько глотков из бутылки и продолжал. – Но эти таблицы не учитывают волн. Видите ли, первоначально, карты в колоде расположены в строгом порядке – от младшей к старшей. Затем при тасовании 6 колод порядок нарушается, но не настолько, чтобы считать колоду перетасованной идеально. Поэтому рекомендации теории дают сбои. Мне удалось составить новую таблицу рекомендаций, которая работала сразу после тасования колоды, а затем её значения, плавно приближались к уже известным.
Диктор объявил, что мы подъехали к Вербилкам и следующая станция Соревнование.
- В тот день, я взял 100 долларов и решил испытать систему. Всё улыбалось мне, охрана с предельной вежливостью обследовала меня на наличие металлов. Приветливые девушки зарегистрировали меня и выдали мне пластиковую карточку клуба. Я сел к пустому столику Блэк Джека. Дилер распаковал шесть новых колод и разложил их передо мной. Затем умелым движением, приподняв крайнюю карту, перевернул первую колоду, вторую и стал тасовать. Я открыл несколько боксов с минимальной ставкой 5 долларов, чтобы уточнить волну. Расчёт оказался верным, далее я резко увеличил ставку до 20 долларов. Через 15 минут я выиграл 250 долларов. Руки у меня дрожали и я чувствовал себя королём, правый карман был набит красными 5-долларовыми фишками. Их можно было обменять на зелёные 25 или чёрные сотки, а ещё лучше – пойти в кассу и получить выигрыш. Но вместе с тем я почувствовал опустошение, загадка, в принципе, была разгадана, и мне стало скучно. Мне стало понятно, что деньги сами по себе меня не интересовали, меня манила к себе истина. Я подошёл к кассе обменял 20 фишек, чтобы вернуть себе свои деньги.
- А остальные фишки? – спросил я. 
– Лежат в комнате, как память о взятой вершине.
– А девушка?
- Кому я нужен без квартиры и денег?
Он поднял бутылку.
«Дубна. Станция конечная. Просьба освободить вагоны».
Мне нужно было выходить, математик ехал дальше. 
математик
автор: Алексей Папонов
 
 Советский Союз,примерно 1982 год. Школа. Седьмой класс. Был у нас один год математик из института математики. Профессор или академик, неважно, а важно то , что он придумал новую методику преподавания и обучения. Обкатывал эту штуку на нас. К тому же еще и классным руководителем его сделали. 
   Приходишь на урок, а он раздает карточки с примерами, писать только ответ надо. Или бывает хуже, что ни урок, то контрольная, да вариантов шесть. Прямо на ходу из головы придумывает варианты.
   Оценки в дневники не ставит, а ставит фломастером на стенде, который сам и нарисовал. Список учеников, даты, и оценки. Двойки не ставил. Но каждый раз контрольная , минут на двадцать. Достал. Решили классом устроить ему, контрольным вариантам расстрел. Сходили на перемене на улицу, налепили снежков, принесли в класс. Сложили их между стеклами в окне. Чуть приоткрыли, так , чтобы не скрипело, когда будем снежки из окна брать. А тут, в начале урока, пока он писал свои шесть вариантов, из головы, мы раздали снежки и по команде "Пли!" , разом по вариантам, по доске и по математику. Чудо, по преподу ни один снежок не попал. Он, как ни в чем не бывало, вытирает доску тряпкой и пишет еще раз новые варианты. 
 - Пли!
 - Получай!
 - 
 
Новый залп. Математик поворачивается, и в довершение кто-то запустил бумажный самолетик. Самолетик точно в очки, промеж глаз , врезался,перевернулся в падении и обратно в класс полетел. Картина! Бешенный учитель,взвивается до потолка, слетает от доски со скоростью метеора и к последним партам. Как мы полетели в коридор, а следом парты. Только Славку выкинуть из класса не смог. Тот пристегнут себя к парте замком. Так, что полет парты с учеником, якорем , не так просто осуществить. То парта в раскоряку, то ученик. Так с воплями и пеной у рта математик бился с этой задачей. Бросил на месте , у двери и ушел сам. Так был сорван урок. Двоек он не ставил, а после этого с контрольными был поаккуратнее. Их стало меньше, но на целый урок. Раз в неделю.
Настоящий математик
автор: Иван Коротков
 
22 февраля день выдался метелистый и на Воробьевых горах свирепствовал ужасный, холодный, какой-то по-полярному пронизывающий холодный северо-восточный ветер. На занесённые ступеньки МГУ вышли двое: один — в длинном черном кожаном пальто, в очках, при остроконечной бородке и седых бакенбардах; лицо этого пожилого профессора было вытянуто, впрочем, как и все его тело, которое выглядело еще более длинным из-за его пальто, казалось, это скоростные лифты МГУ сплющили его по всей длине; другой — в куртке, темных джинсах, лет сорока, он выглядел совершенно обыкновенно и ничем не был схож с профессором, единственно в глубине его маленьких черных, как уголь, глаз было сокрыто что-то от древних философов и мыслителей. Последний предложил закурить собеседнику, тот не отказался. Они немного постояли, затем подошёл автобус, и оба укатили от храма Наук. 
 
— Ну ты чего, а?! Да ж такое! — мальчик с досадой посмотрел на монитор, отбросил мышку и в два шага оказался у телефона, он набрал семь цифр и голос на том конце провода ответил:
— Да, алё!
— Алё, привет.
— Да привет, чо делаешь? — этот  вопрос Саша Речник, или просто Речь, как все его звали, задавал своим друзьям вначале разговора всегда и неизменно, чтобы его «затеять». Так как этот вопрос не требовал ответа, Миша лишь сказал:
— У меня Интернет сломался, а мне сегодня надо бы третью взять. Подмогнешь?
— Давай. Но только через час — и громко добавил — Щас, сестра все заняла! — (с сестрой он воевал, чуть ли не с пяти лет).
— Ну, лан, какая разница… Пароль-то помнишь?
— Нет, какой? Нет, я не знаю…
— Окей, пиши, — он сказал свое имя в игре и комбинацию цифр, после чего      спросил, — Записал?
— Да.
— Ну, лан, давай. 
В телефоне раздались короткие гудки. 
Миша встал и начал монолог, который он почти без изменений повторял каждый раз, когда выходил из строя Интернет:
— Что ж за люди там сидят, лентяи какие-то работают у этого провайдера, то у них, видишь ли «Ремонт магистральной линии», то то, то сё… Чёрт знает что!
Какой пользователь Интернета хотя бы раз в жизни не ругал провайдера, Миша не был исключением. Он взял пульт, сел на диван, пролистал каналы, наконец, выключив телевизор, снова подошел к компьютеру. Он задумчиво поводил мышкой, попытался запустить Интернет… 
Неожиданно раздался звонок в дверь. Миша поспешно разложил тетради на столе и пошел открывать. Щелкнул замок, дверь открылась, и вошел тот самый «совершенно обыкновенный лет сорока».
— Привет пап, где был? — спросил Миша
— Да где мне быть… В МГУ заехал, — ответил отец и после недолгого молчания, добавил, снимая второй ботинок — А где мама?
— С утра уж в редакцию уехала…
— Ты уроки сделал? Задачу мою решил? — проходя в комнату, спросил отец.
— Уроки — нет. А вот над задачей думаю сейчас..
После того, как отец ушел к себе в комнату, Миша оглянул стол, учебники и подумал: «С чего бы начать? Так… Что там у нас завтра?» Он достал дневник, пролистал его, остановился и подумал включить какую-нибудь музыку, но плеера на обычном месте под подушкой не нашел, а искать его было не охота, поэтому он «забил», как говориться. Долистав дневник до февраля, он получил список уроков. «Алгебра… ну это мы быстро. Так геометрия — контрошка была. Биология — о-о-о, завтра опять червяки, лан вечером что-нибудь полистаю, истошка, что там у нас?.. а… параграф 15, нормально. Интересно, как ответит наш Кабанчик (так звали главного неисправимого двоечника их класса)? Вот цирк-то будет!.. Физика… №350, 351 — сделаем. Физ-ра… Все? А, завтра же шесть уроков, круто! Ладно, щас быстро сделаю алгебру и физику и позвоню Речнику. Ах, здесь еще папина задача… 
После того, как закончил с домашним заданием, Миша прочитал текст задачи, насупил брови, протянул вздох «да-а-а-а-а-а…», обхватил голову руками и погрузился в размышления (это был его личный способ думать). Через пять минут раздалось «Аха!», а через еще десять минут Миша поспешил к отцу. Увидев решение задачи, брови его поднялись, маленькие зрачки расширились, он встал, заложил руки за спину и, шагая по комнате, заговорил:
— Миша, я тебе уже говорил у тебя определённо математический талант! Ты решил всё верно! Ты должен стать настоящим математиком, если не будешь лениться.
Расчеты Миша производил мгновенно и всегда правильно. Алгебра не доставляла ему труда, а учительница математики просто боготворила его. Однажды, в 6 классе, он даже занял II место в Московской городской олимпиаде. 
Раздался телефонный звонок, Миша поднял трубку, и чего в принципе, и ожидал, раздался голос Речника:
— Ужас! Помоги!
— Спокойно, Речь. Данные по деревням и по атакам скинь мне по мылу — ответил Миша, с полуслова поняв собеседника. Да и не забудь, отправь побольше ложных атак!
— Да-да. Я знаю… Но там много атак.
— Разберемся. Ты захватил мне третью?
— Да все окей. Ты алгебру сделал?
— Щас делаю.
— Кинешь мне тогда заодно решение 547-ого, окей?
— Ну, ладно… Давай, пока.
— Не «сольём»?
— Конечно! Пока.
— Наукой заниматься тебе надо… А ты?! Знаешь, вот что мне сказал Михаил Мефодьевич?
— Что?
— Моя теория верна! Он так считает. А он зав. кафедрой теории чисел. Тебе тоже надо бы подумать о какой-то своей научной работе, — он недовольно взял газету и ушёл.
Миша быстро сделал алгебру и физику, включил комп, скачал данные и начал производить расчеты. Он получил две схемы, проанализировал и разработал план, тут же поспешно изложил его Речнику. Тот записал все, и сработало! Эту деревню он отстоял, правда, потерял вторую…
 На следующий день Миша кинул на форум формулы «разведки» и «расчета атак», придуманные им на неделе. За это его повысили в старейшины, и целый день он ходил сияющий. Но вечером отец ругал его, даже грозился выключить компьютер на неделю, в конце концов, остановился на трёх днях. Это было невыносимо! Один день Миша просидел у телефона, болтая с Речем, который под его диктовку захватил ему четвертую деревню. Зато за эти два дня Миша разработал формулу атаки и опробовал ее на своих соседях весьма удачно. 
Неделю спустя, он сидел за компьютером, готовясь к седьмому захвату, когда к нему подошел отец и положил нас стол задачу.
— Вот, — сказал он, — Если решишь эту задачу. Ты — настоящий математик!
Миша мельком пробежал по тексту задачи…
Через минут сорок отец сидел в своём любимом кресле и читал газету, когда Миша вошёл и торжественно положил лист бумаги на журнальный столик перед ним. Отец взял, прочитал решение, вскочил и начал жать руку сыну с возгласом:
— Как тебе это удалось? Как? Да так быстро! Невероятно! Феноменально!
— Ничего особенного, папа, — с наигранной скромностью ответил Миша, — Просто у меня был опыт.
— Где же?
— В игре!
— Каким же это образом, позвольте?!
И последующий час сын посвящал отца в интернет-стратегию. Когда отец узнал, что цель в том, чтобы набрать и удержать, как можно больше деревень, он возразил:
— Но ты подумай, когда у тебя будет 100-150 этих самых деревень, это же будет уже не игра, самая настоящая глубокая умственная работа. На это будет уходить столько энергии и времени! Невозможно!
Они вместе произвели расчёты, и Миша нехотя согласился.
— Действительно. Отдам-ка я своё хозяйство Речнику, пусть разгребает. А я займусь… чем-нибудь другим. 
— А помоги-ка мне в моей теории. Я уверен, ты поймешь. Дело в том, что все объекты можно разложить на цифры, что мы доказываем с Михаилом Мефодьевичем. А если эти цифры сжать по разработанным нами формулам, то мы получим небольшую комбинацию — это будет  заменять сотни слов разных языков мира, обозначающих предметы. А тем более вместо словосочетания «резной дубовый коричневый стол», достаточно будет написать комбинацию цифр и переменных, выражающих и размеры, и цвет, и материал, и даже молекулярный состав этого стола, если это нужно. Все настолько просто, что многим это кажется безумством! Нас будут понимать все во Вселенной! Да что я рассказываю, смотри сам.
Перед Мишей появился ворох бумаг. Спустя два часа оживленного обсуждения отец наигранно, но торжественно произнёс:
— Я рад, из тебя получился настоящий математик!

Смотри и другие материалы по теме:
Загрузка...
Наверх
JSN Boot template designed by JoomlaShine.com